Вечернее богослужение 16.00
Божественная Литургия 9.00
Панихида в субботу 11.30
Молебен в воскресенье 08.20
Крещение в субботу и воскресенье в  13.30
8 (34374) 3-17-37
г. Арамиль, ул. К. Маркса, д. 2
Храм во имя Святой Троицы
Екатеринбургская Митрополия Русской Православной Церкви

Не нужно придумывать для Арамили новые символы

Интервью порталу Арамиль.рф

 

- Отец Игорь, Невооруженным взглядом видно, что в храме этим летом идут восстановительные работы. Но все-таки иногда возникает чувство, что это процесс бесконечный. На каком этапе сейчас находится реконструкция и как далеко до ее окончания?

- Сложно говорить, на каком этапе сейчас идут работы, потому что само здание находилось в аварийном состоянии. И, наверное, самое тяжелое, это поднять его из руин. С одной стороны хочется сделать все красиво, но стоит упустить какой-то момент, как тут же возникают проблемы. Сейчас по периметру мы делаем гидроизоляцию – этого сделано раньше не было, стены оказались сырые, а их отштукатурили. В результате штукатурка потрескалась. При строительстве здания все, кончено, учитывается и делается поэтапно. А здесь даже не знаешь, откуда может прийти беда. Работы предстоит еще очень много. Мы сейчас серьезно занимаемся внешним видом храма: сбиваем все до кирпича, кирпич просушиваем, потом накладываем новую штукатурку в несколько слоев и армируем ее. Процесс трудоемкий, тем более все делается на высоте. Впереди нас ждут такие же работы на колокольне. Но осталось еще очень много всего. Первое это система отопления – у нас в аварийном состоянии находятся котлы. Глава Арамильского городского округа пообещал приобрести для нас котел, правда, пока этот вопрос не закрыт. Нужно делать красивую входную группу – она не очень церковная, поскольку ее переделывали под магазин. Все это осталось еще с советских времен, а по идее у нас должно быть красивое крыльцо, красивый церковный забор. Но в этом плане много проблем возникает с самой площадью, которая находится перед храмом.

 

- Традиционно православный храм это не только духовный центр, но и центр культурный. У вас, например, в свое время даже курсы французского были организованы. Что сейчас интересного происходит при храме?

- Когда я приехал в Арамиль, было видно, что приход есть, но люди в общине в основном пожилые. Так складывалось, что люди уходят на пенсию и решают ходить в храм. Некоторые из них приводили своих детей и внуков, но какой-то общинной жизни не было. Ведь что такое община? Помимо служб и литургии у людей должно быть какое-то общее дело. Поэтому когда я приехал сюда, то решил, что нужно прихожан приобщать к некой деятельности. Здесь существовала воскресная школа, но находилась она в зачаточном состоянии. Ей мы начали уделять особое внимание, в том числе выделять средства на материальное обеспечение. Далее у нас появилась идея, а затем и возможность для создания курсов по изучению английского и французского языков. Они были популярны, хотя некоторые люди приходили, «загорались» - особенно по поводу французского языка, но затем понимали, что это очень сложно. Но всегда в группах раз в неделю собиралось по 10-15 человек. Курсы проходили в течение двух лет, и в следующем году мы, возможно, продолжим этот опыт. Причем, многие боятся, говорят: «Чего это в церкви стали учить английский и французский языки?». Но у нас уроки проводил светский педагог, абсолютно не навязывая религию. Тут больше действовало само место. Люди проходили мимо церкви, заходили внутрь, видели краем глаза, что тут идут службы, слушали колокольный звон. И постепенно некоторым из них стало интересно, что же у нас происходит. Как бы то ни было, на уроках английского и французского религиозного образования не было – это были занятия грамматикой.

Также у нас со временем возникла необходимость сделать что-то для дошкольников, и мы открыли для ребят игровую комнату. По воскресеньям там дети не только играют, к ним приходит педагог, который преподает английский язык. Нашим прихожанам это очень нравится. Вообще, в храм сейчас приходит очень много детей. Даже был курьезный случай, когда одна прихожанка отказалась ходить в наш храм, поскольку ребятня мешает молиться. Действительно, по воскресеньям дети себя шумно ведут, поэтому пока взрослые молятся, ребята, чтобы не уставать, могут сходить в игровую комнату либо на занятия в воскресной школе.

Благодаря помощи добрых людей удалось воплотить в жизнь некоторые социальные проекты. К примеру, наша знаменитая «Пироговая». Это не коммерческий проект, а социально направленный - заработанные с его помощью деньги уходят на различные нужды. Среди них – помощь детям-инвалидам. Например, мы собрали около 200 тысяч рублей для Маши Петровских, страдающей от папилломы горла. Не так давно удалось найти средства на лечение в Челябинске для мальчика, болеющего ДЦП.

Ну и, наверное, самый интересный социальный проект, который возник благодаря большому сердцу девушки Анастасии, это катание детей-инвалидов на лошадях. Она владеет несколькими лошадками и в определенный момент предложила приходить к нам в раз в неделю. Мы очень обрадовались: с тех пор каждую неделю Анастасия приводит к нам лошадей на час, а иногда получается и на полтора-два часа. И катает на них детей каждую среду в три часа дня. Лошади у нас здесь пасутся – выгуливать их негде, а при храме есть большой сад, есть, где пощипать травку.

 

- Не первый год при храме работает детский лагерь. Это лето не стало исключением?

- Детский лагерь «Червонград» - это не просто некий доморощенный лагерь, где мы без специальных навыков и соответствующего обучения собираем детей. На самом деле мы отойти от «кустарности» и сделать настоящий детский лагерь. Правда, он дневного пребывания, но преподают здесь профессионалы. Наши преподаватели живут даже не в Арамили – они приезжают из Екатеринбурга. Среди них есть детские психологи, специалисты по социальной адаптации детей, спортивные тренеры. Это миссионерский проект, поскольку детский лагерь проводится на территории храма. Около 10% детей – из нашей воскресной школы. А в основном это обычные  ребята, которые, может быть, один раз в полгода заходят в церковь. У нас есть специальная доска, и на ней дети своими руками написали «Храм – супер». Это тоже определенный плод наших трудов, своего рода оценка.

 

- Чем ребята занимались в лагере?

- Кроме того, что это миссионерский проект, главное направление в нем патриотическое. Каждый год имеется своя тема, в этот раз, само собой, главным было объявлено 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. И все мероприятия в лагере в той или иной мере затрагивали эту тему. В прошлом году главным было столетие с начала Первой мировой войны, в позапрошлом – Куликовская битва. И в прошлом году им привозили настоящее семизарядное ружье времен Первой мировой, они его разбирали и даже стреляли из него. Ребята сделали вывод: автомат удобнее. В этом году в лагере было много тактических игр, но основной задачей было развить в ребятах коммуникативность. Хорошо поработал психолог – важно было сделать так, чтобы между детьми возникали какие-то связи. Кроме того, это спортивный лагерь. У детей в нем буквально нет ни минуты покоя. Отряды все время переходят на разные точки, а в конце дня всем раздаются в качестве приза разноцветные камушки. Ребята выезжали на пейнтбольную площадку, играли в лазертаг, занимались мечевым боем – учились фехтованию. Плюс футбол, различные «Зарницы» и многое другое. В этом году у нас было 40 детей, что немного меньше, чем в прошлом. Причина здесь в том, что тогда мы делали лагерь абсолютно бесплатным, и родители платили только за страховку. В этом году необходимого количества средств найти не удалось, поэтому цена билета была чуть более четырех тысяч.

 

- Когда в Арамили отмечалась Троица, во время традиционных гуляний вы говорили о необходимости переосмыслить значение горки Крестик, чтобы она вновь стала своего рода духовным центром. К примеру, установить на ней крест. Какое-то развитие получила эта идея?

- Эта идея была озвучена, и появился человек, который загорелся ей. Он готов поставить на этом месте крест, причем, сам он мусульманин. Вообще, если мы «застолбим» гору Крестик и не дадим ее застраивать, это не говорит о желании «оправославить» все вокруг. В этом есть некая красота и эстетика. Если город решит, что там нужно поставить не крест, а, к примеру, стелу - это тоже будет правильно. Главное не допустить, чтобы горка потеряла свое значение – ее и так наполовину «обрезали», когда там какой-то человек построил свой дом. Но здесь живет история нашего города – до сих пор есть люди, которые помнят, почему гора так называется. Ведь там стоял крест, и на нем висела неугасимая лампада, которая всегда горела: днем и ночью, осенью и весной. Был даже специальный человек, который за ней следил, наливал в лампаду масло, поправлял фитиль. Важно восстановить эту традицию, чтобы у наших детей не было ощущения, что в этом мире можно все продать и все купить. Им нужны определенные «маркеры», понимание бесценного и святого. Это церкви, мечети и музеи. У нас в Арамили толком и музея нет, а мы представляем наш город, как туристический. Но моя позиция такая: не нужно придумывать для Арамили новые символы. Как сложилось исторически – так и должно быть. Я уже говорил об этом как-то местным журналистам. У Арамили есть много красивых легенд и названий: город семи мостов, город, который посетил император Александр – освободитель, город, являющийся матерью уральских городов. От этого форпоста стали строиться и Екатеринбург, и Уктус, и Пышма, и все остальные заводы – Сысерть в том числе. Есть история – красивая, большая, дорогая, но, видимо, раз она «дорогая», в нее не все решаются вложиться. А на самом деле выходит так, что у нас для музея нет места, а при этом его потенциал огромен. Там столько информации, что можно подготовить массу интересных экспозиций.

 

- Не так давно в поселке Светлый муниципалитет передал землю под нужды арамильского храма, и по этому поводу кипели нешуточные страсти. Сейчас все поутихло?

- Страсти поутихли. И это благодаря нашему настоятелю в Светлом отцу  Андрею. Он человек мудрый и решил все претерпеть. В итоге все, кто клокотал злобой по поводу того, что решили построить очередной храм, потихоньку умолкли. Земля там «вкусная», и некоторые люди хотели на ней построить что-то свое. А тут ее решили отдать под храм, ведь место удобное. У кого-то хватило благодушия, широты души и сердца согласиться с этим. Другие восприняли это с негативом.

 

- Что на этом месте будет в итоге?

- Там появится храмовый комплекс вместе с духовно - просветительским центром. Сейчас уже ведутся земельные работы, строится котлован, будет заливаться фундамент. Храм построим красивый деревянный, похожий на храмы в Ганиной Яме. Сейчас в Светлом идет активная застройка, появляются красивые дома, а бараки будут сноситься. И это хорошо. Но ведь для тех людей, которые туда переедут, помимо магазинов должна быть возможность прийти в храм, крестить своих детей, венчаться.

 

- Еще один спорный вопрос, который напрямую касается жизни храма, это судьба площади рядом с автостанцией. С одной стороны ее хотят оставить под транспортные нужды, с другой говорят о создании некой пешеходной зоны. Что вы думаете по этому поводу?

- На самом деле вопрос сложный. С одной стороны лучше старое, чем непонятное новое. Я знаю, что предлагают на автостанции: у них ведь тоже есть свое видение того, какой должна быть площадь. Ее руководитель так же говорил о создании пешеходной зоны, тротуаров. Ему по предписанию нужно оградить посадочную зону забором, потому что это автостанция. Он делает определенные вещи для того, чтобы община согласилась с ним. Предложил, например, сделать переднюю линию у храма красивой, даже начали строить нам церковную лавку. Человек не просто говорил о том, что он хочет что-то сделать – он начал делать. Сейчас у него просто связаны руки. С другой стороны глава города не предлагает здесь построить какой-то магазин, он хочет разбить сквер. Желание благое, но как оно будет достигаться – другой вопрос. Мне абсолютно не нравится тенденция, когда говорят о сквере и прогулочной зоне, а в итоге на День города мы получаем тут байк-шоу. Я не против  мотоциклетного спорта, но зачем утраивать перед храмом развлекательные представления? В этом месте должно быть максимально тихо, должен быть покой.  Сейчас мы соседствуем с автостанцией, и у нас есть некоторые договоренности. Несмотря на работу автобусов, которые здесь останавливаются, на площади сохраняют чистоту. Шума от них сейчас стало меньше: мы договорились, чтобы они громко музыку не включали, шумно не разговаривали и драки не устраивали. С таксистами у нас тоже есть понимание. В принципе сейчас здесь везде мир. Но та ситуация, которая есть сейчас, приходу не нравится. Ведь раньше «газелисты» ездили по площади, как сумасшедшие. У нас даже есть случай, зафиксированный на видеокамеру, когда, правда, не такси, а простой автомобиль рано утром влетел на автостанцию и сбил на входе в храм бабушку. Затем водитель ее забирал и сам увез в травмпункт. Поэтому ситуация двоякая. То, что сейчас происходит – не нравится, но приход – это люди, которые приезжают на автомобилях. Если мы тут разобьем сквер, то куда прихожанам ставить свои машины? Договорились: пускай оставляют автомобили в других местах, идут часть пути пешком. Сделайте тогда безопасным перекресток. У нас на нем один безопасный пешеходный переход. А как попадать к храму с других улиц? Там просто опасно перебегать дорогу.

 

- Сейчас в Арамили реализуется два больших интересных проекта: на «Арамильском привозе» строят этнопарк, а в поселке Арамиль парк «Уральских сказов». Как относитесь к этим инициативам?

- Идеи хорошие, если они были в неком «сообществе» и не повторяли друг друга, было бы совсем хорошо. Есть еще «Шишкин парк». А так в городе очень мало мест, где можно погулять, провести время. Нам позвонили из парка на Привозе и попросили разрешения построить часовню с купальней. Это же очень хорошо – будет не просто парк, где можно пива попить, а нечто другое. Там хотят сделать этнопарк, проводить культурные мероприятие. В «Шишкином парке» вкладывают деньги в то, чтобы у детей было место, где можно покататься на велосипедах, и это многое говорит о владельце комплекса. Он большой молодец. Понятно, что в случае парка «Уральские сказы» Бажов – это бренд, но они тоже обратились в храм с просьбой построить часовню. Важно, что у людей, которые делают такие вещи, есть стремление к некой культуре. Мне подобная тенденция нравится, лишь бы они делали все сообща. У города должна быть единая туристическая концепция, чтобы в итоге все это не превратилось в сплошную коммерцию.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Отправить письмо


* Все поля обязательны для заполнения